Как проверить геометрию кузова автомобиля

Автор статьи
Каменский Евгений Петрович
Время на чтение: 6 минут
АА

Как проверить геометрию кузова автомобиля

Перед покупкой важно проверить геометрию кузова транспортного средства с пробегом. Серьезная авария может привести к деформации кузовных элементов машины, что, в свою очередь, приводит к изменению ее эксплуатационных свойств, а также ухудшению управляемости и снижению пассивной безопасности. Автокод расскажет, что собой представляет проверка геометрии кузова автомобиля.

avto

Мнение экспертаКурушин Виктор ЕвгеньевичАвто эксперт, стаж 20 лет.

Что такое геометрия кузова

Под геометрией кузова авто понимается конкретная объединение расстояний между специализированными контрольными точками. Последние разрешают определить, как точно размещены кузовные детали, узлы и механизмы ТС в отношении друг к другу. Расположение контрольных точек указывается в паспорте технического средства компании-изготовителя. При подсчете правильности кузовной геометрии машины, в первую очередь, стоит обратить собственное внимание на:

  • ширину задней и передней колеи;
  • расстояние между задней и передней осью (колесную базу);
  • расстояние между лонжеронами, и еще их длину;
  • размеры багажника и отсека для мотора;
  • размеры проемов окон и дверей.

От правильного выполнения этих размеров будет зависеть не только внешний автомобильный вид, но еще комфорт и безопасность его применения.

Признаки нарушенной геометрии, определяемые без измерений

Неправильно думать, что небольшие перекосы автомобильного остова можно оставлять без внимания. Ведь лучше раньше исправить кузовные деформации, чем ждать, когда значительно поведенные детали автомобиля могут привести к плохой управляемости, которая может стать причиной весьма плачевных ситуаций на дороге. Что же может указать на то, что с каркасом авто произошли пространственные изменения? Первоначальные признаки обычно следующие:

  • не четко закрывающиеся двери (стоит исключить их возможное провисание на петлях);
  • все хуже захлопывающийся капот и багажник.

Эти «симптомы», особенно если они появились как-то одновременно без участия значительных повреждающих факторов, должны автолюбителя натолкнуть на мысль, что кузов по каким-то причинам повело. Причем степень нарушения кузовной формы будет прогрессировать, если вовремя не устранить причину и не восстановить должную симметрию авто.

Лонжероны повело

Нарушение геометрии кузова

Если в ситуацию вовремя не вмешаться, появятся следующие признаки, указывающие на то, что геометрия кузова претерпевает изменения не в лучшую сторону. Автомобиль начнет терять управляемость сначала на больших скоростях, а затем и на средних при абсолютно исправной ходовой. Это будет свидетельствовать об искривлении стаканов, лонжеронов и других конструктивных элементов остова автомобиля.

Если автолюбитель не безразличен к своему авто, а также к собственной безопасности, заметив первые признаки деформации каркаса, стоит произвести измерение контрольных размеров, что можно сделать менее точно, но самостоятельно, или с высокой степенью точности, однако на СТО.

Что значат контрольные точки геометрии кузова

Контрольные мерки нужны для правильного измерения геометрии. Большая их часть — это технологические отверстия. Находятся они в тех или иных частях кузова. Часто в такой роли выступают базовые структурные элементы: рамка радиатора, фартуки, брызговики, днище, рамка номера. Главное — они должны находиться в горизонтальной или вертикальной плоскости.

Обычно при проверке геометрии за основу берут центры контрольных точек. Однако это касается только мелких, средних отверстий. Если же диаметр их чересчур большой, мерилом выступают крайние части. В некоторых случаях измеряют расстояние между апексами крепления элементов подвески, которые влияют на показатели развала-схождения. Для получения более точного результата возможна также фиксация углов положения колёс.

Схема контрольных точек и углов геометрии кузова автомобиляСхема контрольных точек и углов геометрии кузова автомобиля

Если кузов автомобиля после ДТП сильно деформировался, в качестве точек используют неповреждённые части автомобиля. Отталкиваясь от ровной плоскости, специалисты быстрее выявляют несоответствия, отклонения. Длина замеряется между отметками, находящимися на диаметральных зонах машины.

Измерение днища кузова

При проверке состояния днища кузова автомобиля могут использоваться методы контрольных замеров по диагонали или методы скручивания или смещения по отношению к центральной линии.

При использовании второго метода на днище автомобиля подвешиваются несколько линеечек. Они должны быть закреплены в контрольные отверстия, расположенные вдоль «силовых элементов». Далее мы проверяем, чтобы они были полностью параллельны. В том случае если этот принцип нарушен, мы можем смело говорить о наличии скручивания.

Читайте также:  Убрать ржавчину на крыле автомобиля: советы и рекомендации

Далее следует проверить совпадение центрирующих линеечек по совпадению центров. При отрицательной оценке становится понятно, что у днища есть смещение по отношению к центральной плоскости.

Также отдельного внимания заслуживает проверка самих контрольных отверстий – они не должны быть деформированы.

Как проверить геометрию кузова?

Осуществляют такую проверку либо в случае покупки поддержанного автомобиля, либо же после проведения кузовного ремонта. Тут есть два различных подхода к проведению работ. Первый – это замер геометрии кузова своими руками с помощью визуального восприятия и проверки размеров рулеткой используя при этом все характеристики конкретно вашей марки авто заданные производителем. Второй – это загнать машину на стенд, где есть профессиональные линейки для диагностики геометрии кузова. Это платная услуга, к тому же весьма не дешевая, но эффективная. Но не думайте, что если результат будет положительным, что машина не была битой, возможно продавцы провели качественный кузовной ремонт.

Основные моменты, на которые нужно обратить внимание, особенно при покупке б/у авто.

Мнение экспертаКаменский Евгений ПетровичАвтомеханик, стаж 10 лет.
  1. Проверка дверей, капота и багажника на закрытие. Процедура выглядит следующим образом. Вы пошагово открываете и без усилий закрываете двери, капот и багажник. Если двери не закрываются, и для этого нужно приложить усилия есть вариант, что повреждены стойки. Если же такие же проблемы с багажником или капотом нужно в первую очередь смотреть лонжероны. Такие проблемы либо приводят к торгу при покупке, если конечно вас не беспокоит безопасность передвижения на таком авто.
  2. Проверка зазоров. Нужно смотреть, чтобы например зазор капота слева и справа был одинаковый, а не так что с одной стороны крышка подходит вплотную, а с другой стороны можно палец засунуть. Это визуальный осмотр автомобиля.
  3. Проверка стекол на вертикальные трещины. Если, например, на лобовом стекле с одной стороны присутствует целый набор трещин, то есть смысл проверить стойки.
  4. Рулеткой или специализированным инструментом можно измерить размеры колесной базы и колеи.

Все замеры стоит проводить согласно спецификации на ваше авто, которую можно найти в интернете. Точность самостоятельных измерений не высокая, поэтому лучше обратиться в сервис.

Еще одним эффективным вариантом, который можно реализовать тест без измерительного оборудования – это выехать на авто на ровный асфальт набрать скорость около 40 – 50 км и смотреть не ведет ли машину в одну из сторон и нет ли стука. Далее можно сделать то же самое, но уже на большей скорости. Помните про безопасность, лучше проводить такие эксперименты на удаленных от основного движения дорогах.

Советы по обращению в автосервис

Для восстановления геометрии кузова вам не подойдет вариант обращения к гаражным мастерам. Нужно смотреть в сторону солидных автосервисов, которые имеют дорогое оборудование и измерительные приборы для проверки и исправления всех кузовных повреждений. Основу такого оборудования составляет стапель. Это прямоугольная платформа для полного фиксирования кузова со всех сторон и с инструментарием для вытягивания нужных частей конструкции. Без этого приспособления качественный ремонт осуществить практически невозможно.

Второй момент – это серьезный подход мастеров к проверке размерной сетки именно под вашу модель автомобиля. Это очень важно, если мастер говорит, что все сделаем на глаз, чтобы визуально было ровно не соглашайтесь, в таком случае безопасность вождения может быть все также на низком уровне, не смотря на проведенный ремонт.

Третий – это наличие измерительных приборов и примеров проведенных работ.

Проверка геометрии кузова на специальных СТО

Если же измерение кузовных расстояний проводится на специальном оборудовании, то владельцу следует учитывать, что такая процедура довольно недешевая. Однако она может окупиться в некоторых случаях. Например, мастер по регулировке развала и схождения колес ставит вам вердикт, что эти параметры уже не настраиваются на вашем автомобиле. И это несмотря на новые детали ходовой части. Замеры геометрии кузова помогут определить причину, а также устранить эти дефекты.

Для измерения геометрии кузова автомобиля на специальных станциях используется высокотехнологическая аппаратура, которая отличается высочайшей точностью. С ее помощью мастера смогут не только измерить расстояния между контрольными точками, но и в случае необходимости, предложить вам исправление деформированных деталей.

Читайте также:  Керамическая лента для ремонта глушителя и труб

Проверка геометрии кузова на СТО

Самое современное оборудование для измерения геометрических расстояний состоит из специального стенда, на котором автомобиль предварительно закрепляется в полуразобранном виде. Обычно для того, чтобы сделать все необходимые замеры, потребуется демонтаж облицовочных деталей салона, бамперов и прочих декоративных элементов. Также может понадобиться демонтаж деталей ходовой системы.

После закрепления автомобиля и прочих подготовительных работ на контрольные точки автомобиля устанавливаются специальные электронные датчики, которые фиксируют и передают свое положение в трехмерном пространстве на главное вычислительное устройство. После запуска диагностики мастер может видеть все необходимые расстояния, а также те из них, которые не соответствуют установленным значениям производителя.

На этом же оборудовании производится и исправление геометрии кузова при помощи специального гидравлического оборудования. Такой ремонт является более точным, чем ручное измерение и рихтовка подручными средствами.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАЛИЧИЕ ПРОБЛЕМЫ?

Проверка автомобильного кузова на сохранность первоначальной геометрии является достаточно серьезной процедурой, которую далеко не каждый специалист в состоянии грамотно выполнить.

ТЩАТЕЛЬНЫЙ ОСМОТР

геометрия кузоваДля проверки автомобильного кузова на наличие дефектов необходимо тщательно осмотреть всю машину, поскольку если имеются серьезные проблемы, то их никак не скрыть – перекос различных деталей корпуса будут заметны сразу. Так, например, могут быть поджатыми крылья автомобиля или дверные канавки окажутся «поплывшими. Не исключено возникновение складок на днище, а в местах сварного соединения образования «морщин».

О ЧЕМ ГОВОРЯТ КОЛЕСА?

В том случае, если в кузове не наблюдается явных внешних смещений, то не стоит сразу успокаиваться. Стоит рассмотреть проблему под другим углом. Необходимо проанализировать расположение автомобильных колес. Требуется измерить расстояние между шинами по задней и передней оси. Наличие различий между ними является поводом для обращения в автосервис, чтобы провести диагностику геометрии кузова.

Развал-схождение колес дает возможность обнаружить имеющийся перекос. Выявление разницы между осями также является одним из «звоночков» необходимости диагностирования кузова автомобиля.

ТОЧКИ КОНТРОЛЯ

В геометрии кузова имеются так называемые контрольные точки, позволяющие выявить имеющиеся дефекты каркаса автомобиля. Такие метки ставятся производителем, для того чтобы по замерам расстояния между ними можно было определить были ли смещения кузова или же нет.

Если вы опытный автомобилист и у вас в гараже имеется смотровая яма или подъемник и специальный инструмент чтобы произвести необходимые замеры, то в принципе все можно выполнить в «домашних» условиях. Необходимые для проверки кузовной геометрии автомобиля конкретной марки нормативы можно узнать довольно просто в интернете или в представительствах производителя.

Первые признаки нарушения

Больше половины водителей не проводят регулярные замеры между технологическими отверстиями даже самостоятельно после кузовного ремонта. Приобретая автомобиль на вторичном рынке, для проверки необходимо ехать на специализированное СТО, часто информация о заводских размерах конкретной марки недоступна. Осмотр платный, однако экономия средств может вылиться в крупный ремонт уже через несколько месяцев. Признаки, что геометрия кузова нарушена:

  1. Тяжело закрываются двери в салон, крышка капота, багажник.

В автомобилях ВАЗ багажник может плохо закрываться не по причине нарушенной геометрии, а при неисправностях с замками. Это характерная и знакомая многим поломка ВАЗ.

  1. Проседание деталей в 80 % связано с деформацией стоек, а не с поломками в крепежах.
  2. На скорости более 80 км/ч автомобиль «кидает» из стороны в сторону, появляется вибрация кузова. При осмотре комплектующих все агрегаты работают исправно, вибрация кузова отсутствует.
  3. Частые поломки в ходовой части — признак деформации стаканов и лонжеронов.

Порванная подушка двигателя — первый признак нарушенной конструкции, даже если не было ДТП.

Геометрия кузова – правильное расположение контрольных точек на кузове вашей машины. Эти точки устанавливает изготовитель, между ними должны быть строго заданные расстояния.

Что, если проверка выявит проблемы? Машину может уводить при езде, безопасность падает. Главное – это признак ДТП или долгой эксплуатации.

Почему важно проверять геометрию кузова

Кузов способен деформироваться сам: тому виной кочки, лежачие полицейские, тяжёлые грузы. Проверить геометрию кузова рекомендуют раз в год. Если вовремя отследить неполадки, их легче будет исправить.

Если запустить ситуацию:

  • машина не будет держать дорогу;
  • двери, капот и багажник станут плохо закрываться.

Признаки нарушения геометрии

Первые признаки проблем: при вывешивании двери заклинивает, на ухабах кузов играет и скрипит.

Хуже: двери не закрываются как следует, регулировка замков не помогает.

Плохо: на скорости машина рыскает, сход-развал в норме.

Самостоятельная проверка

Для самостоятельной проверки зазоров и расстояний потребуется таблица заводских показателей между контрольными точками.

  • Проемы дверей по диагонали и ширине;
  • Проемы ветрового и заднего стекол;
  • Расстояние между стаканами под капотом;
  • Расстояние между лонжеронами и их длина.
Читайте также:  Как снять задний и передний бампер на Форд Фьюжн?

Как проверить геометрию в сервисе

Самостоятельная проверка показала проблемы с расстояниями между контрольными точками или зазорами? Надо гнать машину в сервис-СТО. Там проверят специальным оборудованием.

Мнение экспертаПашин Олег ЮриевичАвтомеханик, опыт 15 лет.

На СТО есть лазерные системы измерений: они покажут, какие из точек ушли от заводских норм и насколько. Например, уход правого стакана вверх и влево или смещение одного из лонжеронов.

Пример работы такого устройства в видео.

Как можно восстановить геометрию авто

Самому восстанавливать геометрию без опыта работ нельзя. Только сделаете хуже. Надо оценить стоимость работ по восстановлению и насколько безопасной будет машина после ремонта.

Для работ есть два варианта:

Если мастер с большим опытом и хорошим оборудованием – цена будет не ниже работ в сервисе.

Сервис со стапелем для вытягивания кузова обойдется недешево, но сделает машину близко к идеалу.

проверка геометрии кузова автомобиля

Стапель – устройство для фиксации авто и вытягивания любого элемента в нужную сторону с филигранной точностью.

Возможные последствия

Правильные геометрические параметры автомобиля — это безопасность водителя и пассажиров. Относительно положения силовых элементов кузова задается угол расположения каждого из колес автомобиля. При нарушении геометрии измерительная система развала-схождения никогда не будет соответствовать норме. Если кузов «повело» относительно мало, мастер настроит положение колес, но ненадолго.

Изменения геометрии приводят к тому, что постепенно деформируется днище, в промежутках между точками сварки в длинномерных элементах кузова появляются складки, характеристики безопасности конструкции заметно снижаются.

При лобовом столкновении двигатель должен провалиться под днище. Если размеры кузова нарушены, мотор влетит в салон, риск смертельного исхода для водителя и пассажира увеличивается на 50 %.

Проверка геометрии кузова

За свою жизнь почти каждый автолюбитель попадает в более или менее серьезную аварию. Кто-то таранит чужую машину из-за собственной нерасторопности. Кто-то вылетает в кювет при попытке избежать лобового столкновения. Кто-то проламывает стену собственного гаража, перепутав педали газа и тормоза. А на кого-то падает дерево во время грозы или урагана.

Каждый получает индивидуальный печальный опыт самостоятельно. Но есть одна проблема, которая возникает практически перед всеми автомобилистами, попавшими в дорожно-транспортное происшествие (ДТП), это кузовной ремонт. Далее рассмотрим, чем важна геометрия кузова, почему ее необходимо восстановить после аварии и как проверить правильность выполнения работ.

Прислушайтесь к авто

Для начала давайте уясним следующее: идеальное состояние геометрии кузова автомобиль имеет только в момент выхода из-под заводского станка. Далее в процессе езды (особенно по дряхлому полотну) оно меняется. Даже если визуально не видно искривлений, искажений силуэта корпуса, это не означает, что всё в порядке. Прислушайтесь к своему автомобилю. Если, например, покрышки быстро стираются или руль стал не таким послушным, как прежде, это явный признак возможных проблем с геометрией. В этом случае нужно проверить геометрию кузова, не откладывая этого в долгий ящик.

риски-и-царапины

Наша главная задача, купить ровный автомобиль! Не стоит сразу отказываться от машины, в которой вы обнаружили 2-3 крашенные детали, нужно разобраться в причине их ремонта. Возможно, это был легкий косметический ремонт, из-за сколов и мелких царапин.

В случае обнаружения на каком-либо кузовном элементе утолщения больше средней толщины лакокрасочного покрытия автомобиля, ему нужно уделить особое внимание. Обязательно посмотрите скрытые полости, только так можно понять размах ремонта. Потому что с внутренней стороны крайне редко кто убирает следы ремонта.

Отказываемся от машины как бы сильно она нас не привлекала, если обнаруживаем следы ремонта на центральных стойках, внутренних арках, лонжеронах и на полу под запасным колесом. Потому что ремонт на данных элементах свидетельствует о серьезных повреждениях геометрии кузова.

Советую не рассматривать автомобили, которые оклеены пленкой, не известно, что находится под ней, возможно с помощью пленки попытались скрыть дефекты кузова. Намного дешевле оклеить машину пленкой, особенно китайской, чем перекрасить авто. Не торопитесь с выбором машины, вы обязательно найдете ровный автомобиль.

Предыдущая
КузовКак выполнить ремонт передних и задних крыльев авто
Следующая
КузовКак ваши привычки сказываются на состоянии дверей авто

Мнение экспертаКурушин Виктор ЕвгеньевичАвто эксперт, стаж 20 лет.

Автор статьи
Каменский Евгений Петрович
Автомеханик, стаж 10 лет.
Написано статей
42
Добавить комментарий

Задать вопрос эксперту

Спасибо!

В ближайшее время мы опубликуем информацию.